г.Иваново: +7 (4932) 24-81-32, г.Москва: +7 (499) 929-0008,  E-mail: info@avtokran.ru
 
№1 на рынке автокранов
в России и СНГ
За всю историю производства:

количество

1
5
6
1
1
4
шт.
Общий объем производства
 
вес
1
8
0
8
8
0
8
т.
Совокупная грузоподъемность
длина
1
9
1
7
9
5
1
м.
Совокупная длина стрел
Главная > О заводе > История завода > Золотой юбилей автокрана К-51

Золотой юбилей автокрана К-51

В последний июньский день ветераны и работники ОАО «Автокран» принесут цветы к памятнику крану К-51, добром вспомнят тех, кто создавал на этом заводе первые подъемные машины. Да и самому юбиляру есть за что поклониться – тридцать лет без капитального ремонта работал он в Сибири и стал символом высокого качества и надежности ивановских кранов.  

Встреча
Монтаж эл.сети. №1535-1 Иван Дмитриевич, с молодых ногтей пристрастившийся к технике, крутил баранку автомобиля всю жизнь: водил машину и в срочную службу, и в Великую Отечественную – с 23 июня 41-го до демобилизации в январе 1946 года. Правда, был перерыв – тяжелое ранение, полученное шофером в августе первого военного года, потребовало почти шестимесячного пребывания в эвакогоспитале. Но уже в январе Гоцкин вновь колесил по фронтовым дорогам в составе отдельного моторизированного разведывательного батальона, потом – с противотанковой истребительной бригадой. Именно про таких поется в песне: «…Помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела».

Встреча водителя Гоцкина с автокраном № 772 состоялась в августе 58-го при грустных обстоятельствах: новенькая машина нуждалась в ремонте из-за неумелого обращения с ней. Тогда-то Иван Дмитриевич дал себе слово, что не бросит К-51, пока сам будет трудиться. Автокран, вероятно, поверил новому хозяину и ни разу не подвел его за 30 лет, т.е. за срок, превышающий в три раза(!) тот, что установлен нормативными документами. Причем работать пришлось не в легком, а в самом тяжелом режиме, поднимая 7-тонные грузы вместо обозначенных в паспорте машины 5 тонн, а после небольшой реконструкции – до 14 тонн! По человеческим меркам наш кран заработал себе три пенсии.

«В буднях великих строек…»
Для начала Ивану Дмитриевичу предстояло участвовать в электрификации железной дороги Москва – Байкал. По сложившейся практике, в расписании поездов выкраивался час для остановки движения, чтобы монтажники могли поставить бетонные опоры. Но много ли сделаешь за час? Крановщик Гоцкин «первым применил метод установки опор с поля, а не с полотна, не снижая пропускную способность движения поездов». Так был ликвидирован простой паровозов и вагонов, в которых томились бы пассажиры и грузы. Из окна пролетающего мимо состава любопытные успевали разглядеть небольшой кран, который, вытянув до предела шею-стрелу, держал на весу длинную опору. Когда проходил следующий поезд, опора уже стояла на своем месте.

Кстати, в фондах музея истории ОАО «Автокран» хранится любопытный документ – «Перечень мероприятий по модернизации крана К-51». В числе причин, требующих доработки конструкции машины, значится «наличие излишних запасов прочности». А в Иркутске-то эти «излишние запасы» очень пригодились. Конечно, не сразу решился Иван Дмитриевич на работу с перегрузками, сначала, призвав на помощь свой опыт и знания, выявил слабые места в конструкции, усилил их, тщательно проверил все, а уж потом «брал вес». Вот почему не было в его труде лихачества, не было и несчастных случаев. В 61-м из Москвы на Байкал помчались электровозы, а в следующем году друзья поздравляли Гоцкина с высокой правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени.

К-51. №1521 Лучший крановщик Министерства железнодорожного транспорта, водитель автобазы треста «Востсибтрансстрой» Иван Гоцкин частенько работал без выходных дней и отпусков, потому что техники было мало, а спрос на нее – большой. И автокран ни разу не потребовал существенной передышки в виде капитального ремонта. Подлатает Иван Дмитриевич трудовые «раны», поставит заплатку или сваркой пройдет, и опять отправляются на стройплощадку человек и машина. Правда, была серьезная поломка зимой 1964 года, ремонтный завод не принял К-51 с таким дефектом, посоветовали сдать в металлолом. Тогда крановщик решил сам «вылечить» машину. Четыре по-сибирски студеных месяца при температуре, достигавшей минус сорока, под открытым небом Иван Дмитриевич ремонтировал автокран. Справился. И опять за работу. Еще 24 года строили после этой «болезни».

Итоги трех трудовых десятилетий
За три десятилетия Иван Дмитриевич построил более семисот объектов, прокладывая новые железнодорожные пути и трамвайные маршруты, возводя дома, мосты, студенческий городок, копая котлованы грейфером, долбя мерзлый грунт клин-бабой, забивая механическим копром сваи. Гоцкин и его железный друг одели в бетон левый берег красавицы Ангары. Автокран-то оказался универсальным – отлично работал с любым приспособлением.

Знатному крановщику вручили немало наград за доблестный труд (для их записи потребовались два вкладыша в трудовой книжке!), но самая дорогая для него – орден Ленина. Впрочем, Иван Дмитриевич свои успехи всегда делил с К-51, утверждая, что «все построенное – дело моих рук и стрелы автокрана». Сын крановщика Николай Иванович хорошо помнит, как вырос на этой машине, которая была, можно сказать, членом их семьи.

Водитель и машина были исключительно экономными в расходах горючего, сберегая ежегодно до 50%(!) объема, предусмотренного нормой. Впрочем, и колеса К-51 «носил» десятилетиями, а ремонт, по расчетам крановщика, обошелся в 183 рубля за каждый год эксплуатации!

Ивану Дмитриевичу было за 70, когда он ушел на заслуженный отдых, а в техническом паспорте К-51 появилась последняя запись начальника Восточно-Сибирской инспекции госкотлотехнадзора: «Кран отработал более трехразового срока. Эксплуатацию запрещаю. С учета в инспекции кран снимаю. Предлагаю крановую установку сдать в металлолом».

К-51, работа копром, №1529 Это был самый плохой день для Гоцкина и его железного друга. Крановщик привык много и хорошо работать, а писать в «инстанции» не умел, но чувствовал, что обязан защитить К-51. Вооружившись непривычной ручкой, кавалер многих правительственных наград выписал из своего трудового дневника основные объекты, построенные за три десятилетия, и, объясняя героическую сущность машины, закончил свое послание так: «И теперь оцените, что с этой машиной сделать – поставить на пьедестал или порезать на металлолом. Она одна в Союзе выполняла такие работы и проработала 30 лет». Родной коллектив единодушно решил, что Гоцкин прав, и в течение следующих 15 лет К-51 стоял на пьедестале на территории автобазы как памятник Труду тех, кто создал эту машину, и того, кто на ней работал.

Возвращение
Повседневная работа заводчан нацелена на созидание, производство материальных ценностей – дело обычное, нескончаемое во времени. Но бывают мгновения, свет которых люди долго хранят в своих сердцах. Таким событием стал 50-летний юбилей лидера отечественного краностроения ОАО «Автокран», отмеченный коллективом предприятия 4 ноября 2004 года.

В день рождения завода его работники и ветераны пришли на митинг, посвященный открытию памятника первому автокрану. На пьедестале стоял К-51 – модель, с которой Ивановский завод автокранов начал свой нелегкий, но славный путь. На двери деревянной кабины обозначен его номер 772 и дата выпуска – «30 июня 1958 года». Это тот самый кран, на котором 30 лет изо дня в день, из года в год трудился в Иркутске Иван Дмитриевич Гоцкин, доказывая работоспособность своей верной машины. К-51 доставили в Иваново, отреставрировали специалисты экспериментального цеха под руководством конструктора Г.С. Егорова, бережно сохранив рабочие «заплатки», и водрузили на пьедестал как символ самоотверженного труда, высокого качества и надежности ивановских автокранов.

Со слезами на глазах смотрели ветераны на своего первенца, собранного в блоке цехов, вспоминали о том нелегком времени, когда строили завод и создавали такие краны, о тех, кому не пришлось дожить до этого светлого дня. Почетное право открыть памятник получили ветеран завода А.А. Кудрявцев, собиравший первый кран, генеральный директор В.В. Белов и Н.И. Гоцкин, сын иркутского крановщика. Наступил торжественный момент – покрывало с памятной доски снято! Воспитанники православной школы-приюта звонко выводили: «Россия – великая наша держава»… Гимн плыл над К-51 и над стоящим напротив него первым российским 100-тонником, над выставкой новеньких автокранов «Ивановец», которым еще только предстояло отправиться к ожидающим их людям. Гимн трепетал в полотнищах знамен, разливался над участниками праздника. Думаю, что в те минуты убеленные сединами и молодые автокрановцы ощутили гордость за созданные ими подъемные машины, построившие миллионы домов, предприятий, школ и больниц не только во всех уголках России, но и в странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, гордость за свой ежедневный труд и его огромное значение для Родины.

Так и стоит автокран К-51 напротив центральной проходной рядом с Доской Почета, чтобы встречать идущих на смену работников предприятия. По доброй традиции в дни праздников приходят к нему люди, возлагают цветы и вспоминают о пережитом.

Е. Алексеева, заведующая музеем истории ОАО "Автокран", член Союза журналистов РФ

Знаменитые краны
Новости
19.10.17
Сегодня 19.10.2017г. Врио Губернатора Ивановской области Воскресенский С.С. посетил завод.
22.09.17
Уважаемые коллеги! От всей души поздравляю Вас с профессиональным праздником – Днём машиностроителя!
11.09.17
На «ИМЗ АВТОКРАН» открылась сессия стратегического планирования
24.08.17
«ИМЗ АВТОКРАН» начать внедрять программу производственных улучшений.
Общественная жизнь
© 2001-2017 ООО "ИМЗ АВТОКРАН". Все права защищены.
ЛЕГЕНДАРНАЯ АВТОКРАНОВАЯ ТЕХНИКА