Скачать каталог
✆  8-800-200-30-98  +7 (499) 372-33-69 ,   sales@avtokran.ru
Главная > О заводе > История завода > Золотой юбилей автокрана К-51

Золотой юбилей автокрана К-51

В последний июньский день ветераны и работники ОАО «Автокран» принесут цветы к памятнику крану К-51, добром вспомнят тех, кто создавал на этом заводе первые подъемные машины. Да и самому юбиляру есть за что поклониться – тридцать лет без капитального ремонта работал он в Сибири и стал символом высокого качества и надежности ивановских кранов.  

Встреча
Монтаж эл.сети. №1535-1 Иван Дмитриевич, с молодых ногтей пристрастившийся к технике, крутил баранку автомобиля всю жизнь: водил машину и в срочную службу, и в Великую Отечественную – с 23 июня 41-го до демобилизации в январе 1946 года. Правда, был перерыв – тяжелое ранение, полученное шофером в августе первого военного года, потребовало почти шестимесячного пребывания в эвакогоспитале. Но уже в январе Гоцкин вновь колесил по фронтовым дорогам в составе отдельного моторизированного разведывательного батальона, потом – с противотанковой истребительной бригадой. Именно про таких поется в песне: «…Помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела».

Встреча водителя Гоцкина с автокраном № 772 состоялась в августе 58-го при грустных обстоятельствах: новенькая машина нуждалась в ремонте из-за неумелого обращения с ней. Тогда-то Иван Дмитриевич дал себе слово, что не бросит К-51, пока сам будет трудиться. Автокран, вероятно, поверил новому хозяину и ни разу не подвел его за 30 лет, т.е. за срок, превышающий в три раза(!) тот, что установлен нормативными документами. Причем работать пришлось не в легком, а в самом тяжелом режиме, поднимая 7-тонные грузы вместо обозначенных в паспорте машины 5 тонн, а после небольшой реконструкции – до 14 тонн! По человеческим меркам наш кран заработал себе три пенсии.

«В буднях великих строек…»
Для начала Ивану Дмитриевичу предстояло участвовать в электрификации железной дороги Москва – Байкал. По сложившейся практике, в расписании поездов выкраивался час для остановки движения, чтобы монтажники могли поставить бетонные опоры. Но много ли сделаешь за час? Крановщик Гоцкин «первым применил метод установки опор с поля, а не с полотна, не снижая пропускную способность движения поездов». Так был ликвидирован простой паровозов и вагонов, в которых томились бы пассажиры и грузы. Из окна пролетающего мимо состава любопытные успевали разглядеть небольшой кран, который, вытянув до предела шею-стрелу, держал на весу длинную опору. Когда проходил следующий поезд, опора уже стояла на своем месте.

Кстати, в фондах музея истории ОАО «Автокран» хранится любопытный документ – «Перечень мероприятий по модернизации крана К-51». В числе причин, требующих доработки конструкции машины, значится «наличие излишних запасов прочности». А в Иркутске-то эти «излишние запасы» очень пригодились. Конечно, не сразу решился Иван Дмитриевич на работу с перегрузками, сначала, призвав на помощь свой опыт и знания, выявил слабые места в конструкции, усилил их, тщательно проверил все, а уж потом «брал вес». Вот почему не было в его труде лихачества, не было и несчастных случаев. В 61-м из Москвы на Байкал помчались электровозы, а в следующем году друзья поздравляли Гоцкина с высокой правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени.

К-51. №1521 Лучший крановщик Министерства железнодорожного транспорта, водитель автобазы треста «Востсибтрансстрой» Иван Гоцкин частенько работал без выходных дней и отпусков, потому что техники было мало, а спрос на нее – большой. И автокран ни разу не потребовал существенной передышки в виде капитального ремонта. Подлатает Иван Дмитриевич трудовые «раны», поставит заплатку или сваркой пройдет, и опять отправляются на стройплощадку человек и машина. Правда, была серьезная поломка зимой 1964 года, ремонтный завод не принял К-51 с таким дефектом, посоветовали сдать в металлолом. Тогда крановщик решил сам «вылечить» машину. Четыре по-сибирски студеных месяца при температуре, достигавшей минус сорока, под открытым небом Иван Дмитриевич ремонтировал автокран. Справился. И опять за работу. Еще 24 года строили после этой «болезни».

Итоги трех трудовых десятилетий
За три десятилетия Иван Дмитриевич построил более семисот объектов, прокладывая новые железнодорожные пути и трамвайные маршруты, возводя дома, мосты, студенческий городок, копая котлованы грейфером, долбя мерзлый грунт клин-бабой, забивая механическим копром сваи. Гоцкин и его железный друг одели в бетон левый берег красавицы Ангары. Автокран-то оказался универсальным – отлично работал с любым приспособлением.

Знатному крановщику вручили немало наград за доблестный труд (для их записи потребовались два вкладыша в трудовой книжке!), но самая дорогая для него – орден Ленина. Впрочем, Иван Дмитриевич свои успехи всегда делил с К-51, утверждая, что «все построенное – дело моих рук и стрелы автокрана». Сын крановщика Николай Иванович хорошо помнит, как вырос на этой машине, которая была, можно сказать, членом их семьи.

Водитель и машина были исключительно экономными в расходах горючего, сберегая ежегодно до 50%(!) объема, предусмотренного нормой. Впрочем, и колеса К-51 «носил» десятилетиями, а ремонт, по расчетам крановщика, обошелся в 183 рубля за каждый год эксплуатации!

Ивану Дмитриевичу было за 70, когда он ушел на заслуженный отдых, а в техническом паспорте К-51 появилась последняя запись начальника Восточно-Сибирской инспекции госкотлотехнадзора: «Кран отработал более трехразового срока. Эксплуатацию запрещаю. С учета в инспекции кран снимаю. Предлагаю крановую установку сдать в металлолом».

К-51, работа копром, №1529 Это был самый плохой день для Гоцкина и его железного друга. Крановщик привык много и хорошо работать, а писать в «инстанции» не умел, но чувствовал, что обязан защитить К-51. Вооружившись непривычной ручкой, кавалер многих правительственных наград выписал из своего трудового дневника основные объекты, построенные за три десятилетия, и, объясняя героическую сущность машины, закончил свое послание так: «И теперь оцените, что с этой машиной сделать – поставить на пьедестал или порезать на металлолом. Она одна в Союзе выполняла такие работы и проработала 30 лет». Родной коллектив единодушно решил, что Гоцкин прав, и в течение следующих 15 лет К-51 стоял на пьедестале на территории автобазы как памятник Труду тех, кто создал эту машину, и того, кто на ней работал.

Возвращение
Повседневная работа заводчан нацелена на созидание, производство материальных ценностей – дело обычное, нескончаемое во времени. Но бывают мгновения, свет которых люди долго хранят в своих сердцах. Таким событием стал 50-летний юбилей лидера отечественного краностроения ОАО «Автокран», отмеченный коллективом предприятия 4 ноября 2004 года.

В день рождения завода его работники и ветераны пришли на митинг, посвященный открытию памятника первому автокрану. На пьедестале стоял К-51 – модель, с которой Ивановский завод автокранов начал свой нелегкий, но славный путь. На двери деревянной кабины обозначен его номер 772 и дата выпуска – «30 июня 1958 года». Это тот самый кран, на котором 30 лет изо дня в день, из года в год трудился в Иркутске Иван Дмитриевич Гоцкин, доказывая работоспособность своей верной машины. К-51 доставили в Иваново, отреставрировали специалисты экспериментального цеха под руководством конструктора Г.С. Егорова, бережно сохранив рабочие «заплатки», и водрузили на пьедестал как символ самоотверженного труда, высокого качества и надежности ивановских автокранов.

Со слезами на глазах смотрели ветераны на своего первенца, собранного в блоке цехов, вспоминали о том нелегком времени, когда строили завод и создавали такие краны, о тех, кому не пришлось дожить до этого светлого дня. Почетное право открыть памятник получили ветеран завода А.А. Кудрявцев, собиравший первый кран, генеральный директор В.В. Белов и Н.И. Гоцкин, сын иркутского крановщика. Наступил торжественный момент – покрывало с памятной доски снято! Воспитанники православной школы-приюта звонко выводили: «Россия – великая наша держава»… Гимн плыл над К-51 и над стоящим напротив него первым российским 100-тонником, над выставкой новеньких автокранов «Ивановец», которым еще только предстояло отправиться к ожидающим их людям. Гимн трепетал в полотнищах знамен, разливался над участниками праздника. Думаю, что в те минуты убеленные сединами и молодые автокрановцы ощутили гордость за созданные ими подъемные машины, построившие миллионы домов, предприятий, школ и больниц не только во всех уголках России, но и в странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, гордость за свой ежедневный труд и его огромное значение для Родины.

Так и стоит автокран К-51 напротив центральной проходной рядом с Доской Почета, чтобы встречать идущих на смену работников предприятия. По доброй традиции в дни праздников приходят к нему люди, возлагают цветы и вспоминают о пережитом.

Е. Алексеева, заведующая музеем истории ОАО "Автокран", член Союза журналистов РФ

Знаменитые краны
Новости
19.10.18
ИМЗ АВТОКРАН ПРЕДСТАВИЛ СВОЮ ПРОДУКЦИЮ НА РОССИЙСКО-УЗБЕКСКОМ ФОРУМЕ
15.10.18
ИМЗ АВТОКРАН ПРИМЕТ УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКЕ ДОРОГА-2018
11.10.18
ДЕЛЕГАЦИЯ ИЗ УЗБЕКИСТАНА ПОСЕТИЛА ИВАНОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД АВТОКРАН
19.09.18
«ИВАНОВЕЦ» УЕХАЛ В УКРАИНУ
Общественная жизнь
© 2017-2018 ООО "ИМЗ АВТОКРАН". Все права защищены.
ЛЕГЕНДАРНАЯ АВТОКРАНОВАЯ ТЕХНИКА